Перечень компетенций, необходимых для осуществления практической инженерной деятельности

  1. Стандартом профессионального инженера предусмотрены следующие универсальные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями Международного инженерного альянса (изложены в «GraduateAttributesandProfessionalCompetences»[1]) и Европейской федерации национальных инженерных ассоциаций (изложены в «Guidetothe FEANI EUR ING Register»[2]):
  2. Широта и глубина знаний (обладание широкими и глубокими фундаментальными и прикладными знаниями и готовность использовать их в качестве основы для практической инженерной деятельности; знание и применение лучшей инженерной практики в выбранной области профессиональной деятельности; знание и использование программного обеспечения, применяемого в выбранной области профессиональной деятельности).
  3. Осмысленное применение знаний с учетом специфики конкретной ситуации (готовность применять фундаментальные и инженерные знания с учетом национальной специфики, технических стандартов и профессиональных нормативов).
  4. Анализ инженерных проблем (готовность к постановке, исследованию и анализу комплексных инженерных проблем; способность оценивать и отбирать необходимую информацию; способность применять необходимые теоретические и практические методы для анализа комплексных инженерных проблем).
  5. Разработка и принятие инженерных решений (способность применять необходимые теоретические и практические методы, а также достижения передовой инженерной мысли при решении комплексных инженерных проблем; готовность решать при необходимости проблемы методологического и исследовательского характера; готовность к разработке и принятию решений комплексных инженерных проблем в сложных условиях при противоречивых требованиях и недостатке информации, руководствуясь здравым смыслом).
  6. Оценка инженерной деятельности (готовность оценить значимость результатов и последствий комплексной инженерной деятельности).
  7. Социальная ответственность (принятие общественного блага в качестве высшего приоритета инженерной деятельности, готовность нести ответственность за социальные, культурные и экологические по-следствия комплексной инженерной деятельности в контексте устойчивого развития).
  8. Соблюдение законодательства и правовых норм (готовность соблюдать все юридические нормы и требования, в том числе в части охраны здоровья и соблюдения требований безопасности при ведении инженерной деятельности).
  9. Этика инженерной деятельности (готовность к ведению инженерной деятельности с соблюдением общекультурных этических норм и Кодекса профессиональной этики инженера).
  10. Организация и управление инженерной деятельностью (готовность к частичному или полному управлению одним или несколькими видами комплексной инженерной деятельности; способность применять знания, помогающие обеспечить гарантию качества, эксплуатационную надежность, использовать техническую информацию и статистику; способность работать в команде над междисциплинарными проектами; готовность быть лидером, разрабатывать стратегию, решать организационные, технические и финансовые вопросы и вопросы руководства персоналом).
  11. Коммуникативные навыки (готовность к эффективному устному и письменному общению в процессе своей профессиональной деятельности, в том числе, при необходимости, и на иностранном языке).
  12. Обучение в течение всей жизни (готовность к непрерывному повышению квалификации и профессиональному совершенствованию, достаточному для поддержания и развития компетенций).
  13. Ответственность за инженерные решения (готовность нести ответственность за принятие решений при ведении комплексной инженерной деятельности).
  14. Поиск и внедрение инноваций (знание постоянно происходящих технических изменений, экономической ситуации, современных промышленных и экологических тенденций и проблем; способность генерировать новые фундаментальные знания междисциплинарного и межотраслевого характера; приверженность внедрению инноваций и поиску творческих решений в инженерной деятельности).

[1]п.6, Graduate Attributes and Professional Competencies, by International engineering alliance (ver.3, 21 June 2013)
(http://www.ieagreements.org/IEA-Grad-Attr-Prof-Competencies.pdf);

[2]п. 3.1, Guide to the FEANI EUR ING Register, approved by the general Assembly on 4 October 2013
(http://www.feani.org/site/index.php?id=261)